ГКОУ "Снежнянская СШИ № 42"
г. о. Снежное
  • Актуальная тема : конфликт или буллинг?(история из жизни) …

    Актуальная тема : конфликт или буллинг?(история из жизни) ….

    Когда жертвы буллинга оглядываются на свои дни в школе, они часто не понимают, почему не рассказывали родителям, не жаловались учителям. Кому-то это могло бы помочь… Травля может принимать самые разные формы: от простых обзывательств до настоящих унижений и тяжёлых физических увечий, когда уже не только психика, но и здоровье ребёнка в опасности. Зачастую дети не могут дать отпор обидчикам и боятся рассказать о своей беде взрослым, поэтому страдают молча. Шёпот за спиной, постоянный страх сесть мимо стула, потому что его убрали, тупые шуточки, идиотские вопросы, ежеминутное напряжение от того, что нужно всегда быть начеку и быть готовым дать отпор. Это травля.

    1.Детям, над которыми издеваются в школе, сложно в этом признаться родителям. Все начинается достаточно плавно, одна шуточка, одна подножка. Безобидно и играючи забрали шапку, покидали её по-кругу. Постепенно эти игры начинают затягивать обе стороны. Шутки бьют наотмашь, а игры напоминают фашистские издевательства. Я долго думала, почему я не сказала маме, почему вообще дети не говорят родителям об издевательствах? Все очень просто - жертве внушается, что это она поломанная, а все остальные нормальные. И если со мной что-то не так, то решиться предпринять какие-то действия не просто. На какое-то время я начала думать, что действительно не имею права претендовать на равные условия с одноклассниками.

    2. Чтоб травить ребенка, не нужны причины. Я выглядела несколько иначе. Не умела кататься на коньках и лыжах. Даже если бы умела, в любом случае подростки найдут причину. Это как способность придумать к любому имени обзывательство. Всегда найдется рифма.

    3. Травят только толпой. Если ребенка обижает один человек в классе - это конфликт, из которого можно выйти с равной долей вероятности победителем или побежденным. Но в случае с буллингом против одного человека выступает группа. А справиться одному с улюлюканьем толпы невероятно сложно. У меня в той школе был план: создать условия, при которых “заводила” окажется со мной один на один. План сработал, я поставила его на место, и все остальные, не подстрекаемые “главным”, угомонились тоже. Дышать стало полегче, но до любви и дружбы так и не дошло.

    4. И самое главное правило: значение последствий буллинга нельзя обесценивать, а значит оставлять все как есть, надеясь, что все это пройдет и ребенок сам себя поставит в коллективе и закалит характер.Нет и еще раз нет! Замечайте изменения в характере, в настроении. Стал кроток, перестал хотеть идти в школу, закрывается - поговорите. Выясните причину. Аккуратно.

    Подведем итоги: Конфликт или буллинг? В чем разница? Конфликт – это две активные противоборствующие стороны, а буллинг – это угнетение одной стороны другой. В конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают. Буллинг – это психологический террор с целью затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д.

    Почему это происходит?

    1. зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
    2. желание подчинить, контролировать кого-то;
    3.  поведение жертвы – это покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства. Признаки, по которым можно распознать буллинг:
    4. кого-то зажимают в углу помещения;
    5. когда взрослый подходит к группе детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
    6. один из учеников не выбирается другими (в изоляции);
    7. весь класс смеется над одним и тем же учеником;очень обидные прозвища;
    8.  по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;
    9. младшие школьники боятся зайти в туалет;
    10. школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы и т.п.

    Необходимо отметить, что различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, дают обидные прозвища, портят его вещи или отбирают деньги, заставляют делать что-то, чего ребенок делать не хочет и косвенную – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»). Повод для буллинга может быть самым разным. Поэтому пострадать от травли может любой. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины – кибермоббинг и кибербуллинг. Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля – это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д. Последствия травли. От последствий травли страдает не только тот, кому не повезло оказаться в роли жертвы. Ситуация травли в классе и в школе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так – можно, если травля – в порядке вещей, часть обычной жизни, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту.Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, любознательности, развитию способностей, творчеству. Трудно ли остановить травлю? И да, и нет. Если группа испытывает удовольствие от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Что можно сделать? (смотрите чек-лист). У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все стихнет. Если ситуация уже существует давно и запущена, понадобится больше внимания и усилий, возможно, понадобятся новые знания или помощь коллег, но результат обязательно будет. Все зависит от позиции взрослых. От того, какие правила приняты в школе и классе – не формальные правила, написанные на стенке, а настоящие, разделяемые в глубине души. Если коллектив школы решает, что травля неприемлема, он обязательно с ней справится. НО…Где искать поддержки и правды, если жертва буллинга уже давно претерпевает страдания от действий агрессоров? А если это еще и не в школе? На помощь придет Закон, правила о дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статьей 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к обучающимся, нарушающим требования об уважении чести и достоинства других обучающихся и работников образовательной организации, дисциплинарных взысканий: замечания; выговора; отчисления. В силу ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если действиями одного лица причинены физические и нравственные страдания другому лицу (моральный вред), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. За действия детей отвечают их родители и законные представители. С 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае недостаточности денежных средств – совместно опять же с родителями. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан.

    Самая суровая ответственность установлена Уголовным кодексом РФ. Применение насилия вплоть до причинения вреда здоровью различной тяжести карается в соответствии с нормами статей 111 – 118 УК РФ. Наказание может достигать нескольких лет лишения свободы. Ответственность за преступления против здоровья наступает с 16 лет, а в отдельных случаях – и с 14 лет. Статьей 110 УК РФ установлена ответственность за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего. Такое деяние, если совершено в отношении несовершеннолетнего, или в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Рекомендации для ребенка. Если ты столкнулся с травлей в свой адрес, то первое, что необходимо предпринять для прекращения агрессии – как можно скорее сообщить взрослым, которым ты доверяешь. Не прячь и не уничтожай доказательства насилия: важно безотлагательно зафиксировать следы побоев, иного физического воздействия; сохрани оскорбительную переписку; не выбрасывай сломанные и испорченные агрессорами личные вещи. Рекомендации для взрослого. Не оставляйте без внимания сигнал ребенка о неблагополучии в среде, в которой он находится! Помните, если ребенок доверился вам и рассказал о травле, то одной из важнейших задач, которые станут перед вами, является вопрос фиксации доказательств насилия. Педагог-психолог Залялова Э.И.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике