
Самостоятельность и ответственность - два понятия, неразрывно связанные между собой.
Многие из нас хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность.
Именно в этой связке двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию ребенка. Многие дети, особенно в подростковом возрасте, стремятся стать взрослыми как можно быстрее. Но что они понимают под словом "взрослый"? Когда подросток напыщенно восклицает: "Ну что ты мне указываешь, я уже не маленький", он как бы говорит родителю: "Нечего мне приказывать, я сам знаю, что мне делать".
Но зачастую получается так, что подросток хочет что-либо делать по-своему, подразумевая при этом, что за последствия его поступков будет отвечать не он, а, как и раньше, родители. Очень удобная позиция, при которой не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора. Все равно помогут, поддержат в трудную минуту, сделают как надо, исправят ошибки. В такой ситуации можно скандалить, отстаивать свои права, хлопать дверью, наперед зная, что все простят, хуже не будет, а может быть, будет даже и лучше, в чем-то выгоднее.
Если мы учим ребенка нести ответственность за принятое решение, это не значит, что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаем о нем заботиться. Это значит лишь то, что мы начинаем относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и решение обратиться за помощью он примет тоже самостоятельно.
Дети для нас должны быть желанными, любимыми друзьями и помощниками во всех наших добрых начинаниях. И мы для них должны быть любимыми родителями, которые заботятся о них, уважают себя и их и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогли бы быть успешными. Следующим немаловажным вопрос о том, что мы хотим сформировать у своих детей. Они должны быть способными иметь свое мнение и прислушиваться к мнению других. Они должны быть способны принимать решения и отвечать за них. Они должны уважать себя и окружающих их людей. Они должны быть добрыми, заботливыми и честными.
Зачем все это нужно нашим детям? Наверное для того, чтобы быть счастливыми людьми.
Дети должны иметь свои обязанности по дому. Они могут мыть посуду и полы, заниматься уборкой своей комнаты. Воспитывайте в детях совсем немногое - понимание, где и как можно себя вести, а также реагирование на слово "нельзя".
Конечно, дорогие родители, вы можете сказать, что уже опоздали с таким воспитанием, что вашему ребенку уже не один год, а целых десять или даже пятнадцать. Не отчаивайтесь, начинать воспитывать у ребенка самостоятельность и ответственность никогда не поздно. Конечно, чем раньше вы это начнете делать, тем легче это будет воспринять вашему ребенку. Но и с подростком можно договориться. Главное, чтобы вы захотели сделать это! А для этого нужно не так уж много - любить своего ребенка
ЭТАП 1. СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ.
Работая над той или иной ситуацией, важно поверить в саму возможность ее улучшения. Для этого надо научиться расслабляться. Ведь когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете прямо противоположное тому, чего вы действительно хотите. Постарайтесь сделать свою позу более расслабленной и спокойной, сделайте ровным ваше дыхание,сделайте глубокий вдох и медленный выдох, расслабьте мышцы лица.
ЭТАП II. РОДИТЕЛИ, ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ!
А теперь обратите внимание на самих себя. Вы уже начали это делать, выполняя упражнения, данные выше.
В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, надо в первую очередь изменить свое поведение.
Обратите внимание на тот факт, что изменить поведение ребенка, как правило, хотят его родители. Именно родители приходят к психологу с просьбой изменить поведение их ребенка. В практике не было ни одного случая, когда на консультацию пришел бы ребенок и попросил изменить поведение его родителей.
Что нужно сделать в первую очередь, чтобы начать изменять себя? Начните с вопроса: "Обращаю ли я на себя внимание?" И как бы вы на него ни ответили, сделайте ряд упражнений, чтобы научиться еще лучше делать это.
Упражнение 1
Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас, до того как вы начнете читать дальше, составьте их список.Когда вы напишете всех тех, кто относится к этой категории, остановитесь и задайте себе следующий вопрос:"Включил ли я в этот список себя?" И если не включили, то сделайте это прямо сейчас.
Упражнение 2
Убедившись, что вы включили себя в окончательный список людей, за которых вы несете ответственность, представьте, что у вас есть еще один ребенок, которому вы уделяли мало внимания. Этот ребенок - часть вашего собственного внутреннего Я. А теперь спросите себя, уделяли ли вы этому ребенку столько же времени, заботы и внимания, сколько отдавали другим людям, о которых вы заботитесь? Теперь примите решение, что, чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем собственном внутреннем Я.
Упражнение 3
Обратите внимание, насколько часто в вашей речи звучат отрицательные обороты типа "не могу", "не хочу" и тому подобное.
Когда вы захотите использовать отрицательное суждение, представьте, что вас только что высадили на пустынный остров и пилот вертолета, делая последний виток у вас над головой, кричит, спрашивая, что вы хотите, чтобы он сбросил вам из необходимого. Лучше всего сказать, чего вы действительно хотите, вместо того чтобы перечислять, чего сбрасывать не надо, например: я не хочу духов, я не хочу вечерних туалетов и пр.Постарайтесь в речи заменять отрицательные суждения положительными утверждениями. Придумайте 3-4 таких высказывания. Выглядеть это может следующим образом: "Ты никогда не можешь быстро одеться!" - "Когда ты одеваешься быстро, мне это нравится больше".
ЭТАП III.
ПОНИМАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Практически все стремятся быть хорошими родителями, подразумевая набор определенных обязанностей по отношению к своему ребенку.
Упражнение 1
Возьмите лист бумаги и напишите все то, что вы хотите изменить в вашем ребенке. Когда вы это сделаете, порвите листок бумаги.
Упражнение 2
Теперь возьмите другой лист бумаги и перечислите те положительные качества вашего ребенка, на которые следует опираться, чтобы его поведение изменилось к лучшему (их наберется достаточно). Положите этот список на видное место и, по возможности, дополняйте его каждый день.
Упражнение 3
Подумайте о том, к чему стремится, чего хочет ваш ребенок. Обратите внимание, понимаете ли вы своего ребенка, хотите ли вы увидеть, что он добился желаемого(положительные цели в жизни). Это и есть проявление любви.
РОДИТЕЛЬ РЕБЕНОК
Теперь посмотрим, как изменятся суждения ребенка в зависимости от изменения убеждений родителей.
РОДИТЕЛЬ
1.Мой ребенок отвечает за то, что делает.
2.В любой ситуации он сделает так, как будет лучше для него.
3.Он может принимать решения.
4.С ним все в порядке.
5.Я могу доверить ему заботу о самом себе.
6.Я не знаю, что он сделает в следующий раз, а ведь это так интересно.
РЕБЕНОК
1.Я отвечаю за свои действия.
2.Я сделаю так, как мне будет лучше.
3.Я могу принимать собственные правильные решения.
4.Со мной все в порядке.
5.Я могу и буду заботиться о себе.
6.Я небезразличен моим родителям, и они доверяют тому, что решения, которые я приму, будут правильными.
Итак, что же такое "родительская ответственность"? Исходя из сказанного выше - это ответственность родителей за самих себя. Как это ни парадоксально, родители лишь тогда могут начать воспитывать ответственное поведение у своего ребенка, когда каждый научится отвечать только за свои поступки, а не за поступки другого. Такое поведение вовсе не исключает такие чувства, как забота и любовь по отношению друг к другу.
Осознание уникальности и неповторимости вашего ребенка в совокупности с признанием за ним самостоятельности и ответственности лишь углубят ваши чувства по отношению к нему.