Прямой буллинг проявляется в виде:
- физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, прикосновения сексуального характера);
- вербальная агрессия (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, инвалидность и т.д.);
- социальный буллинг/ изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).Формами прямого буллинга также являются:
- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
- повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Косвенный буллинг -это проявления, которые включают в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве.При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Буллинг не происходит, когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями спорят или борются, когда «подзадоривание» происходит в дружественной и игровой формах. Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, возникает длительный конфликт. Единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Длительность и систематичность показатели травли.К сожалению, сегодня слово «буллинг» употребляются все чаще, а дети становятся участниками или свидетелями этих явлений.Многие стыдятся того, что их притесняют, считая, что они сами в этом виноваты. Этим явлениям нет никаких оправданий, они требуют компетентного и ответственного вмешательства.Ни для кого из тех, кто сталкивается с ситуациями травли, это не проходит бесследно.
Дети, которых систематически обижают, преследуют, игнорируют, испытывают много
сложностей с физическим и психическим здоровьем, благополучием и учебной успеваемостью. Эти дети, которых часто дразнят, обижают или игнорируют,
начинают представлять мир как полный опасностей, а себя – как не способного повлиять на происходящее, что способствует появлению тревожных и депрессивных расстройств.
Дети, которые занимают роль преследователей, часто присваивают агрессивный и неуважительный способ поведения с другими людьми и пренебрежение правилами. В результате у них часто отмечаются различные формы антисоциального, криминального и девиантного поведения.
Дети, которые являются свидетелями травли, ощущают небезопасность среды, они испытывают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие, и одновременно чувствуют желание присоединиться к гонениям.
Кроме того, отношения, построенные на травле в классе, негативно влияют на учебный процесс, нарушая психологический климат в классе, не давая сотрудничать и решать учебные задачи совместно.Мотивы буллинга:
•зависть;
•чувство неприязни;
•нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
•стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
•стремление удивить, поразить;
•стремление разрядиться, «приколоться»;
•желание унизить, запугать непонравившегося человека
Родители могут сыграть важную роль в предотвращении проявлений буллинга.
Вот несколько рекомендаций родителям (законным представителям):
•Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается.
•Хвалите детей, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.
•Спросите у детей, как прошел их день в школе, внимательно выслушайте, что они говорят о школьной среде, своих одноклассниках и проблемах.
•Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются рассказывать, что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку.
•Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже если обидчиком является ваше чадо.
•Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
•Никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребенок видит,что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать также.
• Поддерживайте школьные программы борьбы с буллингом.
Если вы думаете, что вашего ребенка обижают, или же ребенок сам вам об этом сказал, вы можете ему помочь.
Поговорите с учителем ребенка, не стоит сразу конфликтовать с родителями обидчика. Проясните ситуацию.Научите ребенка не агрессивным способам противостояния буллингу – пусть ребенок переключится на общение с друзьями или поговорит с тем, кто мог бы ему помочь. Помогите ребенку действовать уверенно. Приучите его ходить с расправленными плечами, смотреть другим в глаза, говорить четко и громко. Не призывайте детей решать проблемы при помощи кулаков. Ребенок может пострадать во время драки, попасть в неприятности и усугубить конфликт со своими обидчиками. Вовлеките ребенка во внешкольные занятия, тогда у него будет более широкий круг общения и больше друзей, а значит и больше союзников.
Если обидчиком является ваш ребенок:
Каждому родителю сложно поверить в то, что их ребенок обижает других, но иногда это случается. Если он издевается над другими сейчас, это еще не значит, что он будет так поступать в будущем. Родители могут помочь ребенку измениться и начать в приемлемой форме общаться со своими одноклассниками.
Ваш ребенок может быть обидчиком, если он: не сочувствует другим, ценит агрессивность, любит командовать, проявляет наглость победителя, который не любит проигрывать, часто ругается с братьями и сестрами.
Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку:
•Отнеситесь к этому серьезно. Не воспринимайте буллинг как что-то временное. Если вас не волнует, как это скажется на вашем ребенке, вспомните о том, что страдает чей-то другой ребенок.
•Поговорите с ребенком, узнайте, почему он обижает других.Очень часто дети так себя ведут, когда чувствуют грусть, злость, одиночество или неуверенность. Иногда причиной такого поведения становятся какие-то перемены дома, в семье.
•Научите ребенка сопереживать другим, объясните ему, как себя чувствует тот, кого обижают.
•Спросите учителя или школьного психолога, есть ли у вашего ребенка какие-то проблемы в школе. Может, он отстает по какому-то предмету или ему сложно завести друзей. Спросите у них, как вы можете помочь ребенку решить эту проблему.
•Задайтесь вопросом, не обижают ли вашего ребенка дома кто-то из членов семьи.Очень часто дети, которые издеваются над другими, сами стали жертвой издевательства близких членов семьи.Прежде всего, родители должны, безусловно, любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок знал, что у него всегда есть поддержка и опора в их лице.