
Решение проблемы наркотизации современного общества невозможно без проведения профилактической работы в образовательных учреждениях. Это связано с тем, что употребление наркотических средств как форма поведенческих девиаций в последнее время значительно активизировалось в детской и молодежной среде.В психологии и педагогике наибольшее распространение получил статистически адаптационный подход, в соответствии с которым «норма есть что-то среднее, устоявшееся не выделяющееся из массы, или нечто наиболее приспособленное к окружающей среде». В силу психогормональных процессов и перестройки Я-концепции ребенка особую группу риска составляют подростки. Анализ современных исследований показал, что в подростковом возрасте из трех стадий наркотизации чаще всего формируется первая, когда употребление наркотиков является случайным, обусловлено любопытством и еще не переходит в аддикцию.
В употреблении наркотиков, ПАВ подростки бегут от житейских невзгод, конфликтов, тревоги, волнения, от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограмированости жизни в современном обществе. В соответствии со спецификой зависимости как формы девиантного поведения существуют следующие принципы профилактической работы: комплексность,адресность,позитивность информации, минимилизация негативных последствий, личностная заинтересованность и ответственность участников, максимальная активность личности,устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения.)
Современный подход предполагает приоритет профилактической работы до наступления «критического возраста» первой пробы. Поэтому особое внимание уделяется профилактике употребления ПАВ и наркотических средств в условиях образовательного учреждения. Работа предполагает три направления: когнитивное ( осведомленность о механизмах наркотической зависимости и последствиях от употребления), аффективное (ориентировано на формирование негативного отношения,эмоционального неприятия наркотических форм поведения) и поведенческое ( проведение коррекционно-развивающих занятий ориентированных на выработку навыков самосохранения,умение отстаивать свою точку зрения, формирование жизненной позиции,которая позволит выстраивать позитивные отношения с окружающими без использования ПАВ и наркотиков.).
В работе с подростками приоритетным является профилактическое направление основанное на результатах анкетирования, которое выявляет отношение подростков к употреблению наркотических средств ПАВ. На основе полученных данных составлен план профилактических мероприятий, направленный на повышение уровня осведомленности подростков о сущности наркозависимости и негативных последствиях употребления наркотических средств, ПАВ, формирования негативного отношения к употреблению наркотиков, а также технологии развития навыков резистентного поведения в ситуациях возможного вовлечения подростков в наркотизацию.