Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Педагогу надо беречь сердце и нервы. Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога и его здоровье.
На весенних каникулах в ГКОУ «Снежнянская СШИ №42» состоялся психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Целью тренинга было снижение психоэмоционального напряжения педагогов, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
1 Предупреждение и снятие психологической перегрузки.
2 Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.
3 Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
4 Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
5 Способствовать развитию позитивного мышления.
Основные принципы моей работы:
- Актуально;
- Интересно;
- Добровольность (естественное желание участия для всех участников).
В рамках тренинга участники выполняли упражнения, которые помогли лучшему пониманию себя и других и первым был проведен тест на самопознание. Каждый для себя выявил состояние своей жизненной энергии.Второе упражнение, погружение в релаксирующее состояние позволило при помощи наводящих вопросов педагога-психолога, рассказать участникам о своих чувствах. Была дана возможность высказаться каждому.
Применение в ходе тренинга арт-терапевтических методов позволяет осознать внутренние ресурсы для решения проблем;избавиться от негативных переживаний;проявить и отреагировать подавленные чувства и эмоции;осознать и проанализировать неэффективные и эффективные стратегии поведения при стрессе;обрести душевное равновесие.Подобные упражнения, снимая маски и зажимы, возвращают вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Музыкальная разминка в ходе тренинга прекрасно помогла снять статическое напряжение мышц и позволила в комфортном состоянии души тела продолжить занятие.Психологическая игра «Ассоциативные карты» дала возможность участникам проработать оптимистичную жизненную позицию и выбранные «негативные» карты интерпретировать в «позитивные».Кому было трудно «переключиться» было предложено дать описание негативных характеристик карт, а затем завершить его позитивным заключением – попытаться объяснить, в каких случаях эти отрицательные характеристики можно превратить в положительные.
В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность получения обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут находить некую схожесть со своей ситуацией, что дает осознание «я не один».
В ходе тренинга участники проявляли заинтересованность, активно задавали вопросы и участвовали в обсуждении.По итогам тренинга педагогам даны рекомендации:
- реализовать свое хобби;
- анализировать прошедший день; проводить рефлексию недели.
- знакомиться с психологической литературой, чтобы быть готовым к стрессовым ситуациям;
- отказаться от вредных привычек;
- регулярно менять обстановку.
Тренинг способствовал снижению уровня эмоционального напряжения педагогов, формированию позитивного отношения к себе, к жизни и повышению мотивации к профессиональной деятельности.