
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога
с детьми, имеющими низкий уровень успешности в начальной школе
(индивидуальная форма работы)
«Я, такой как все, и все мы- разные!»
Цель занятия: Активизация интеллектуальной деятельности обучающегося за счет стимуляции когнитивной сферы. Развитие личностных качеств ребенка, гармонизация эмоциональной сферы.
Задачи:
- Снятие состояния эмоционального дискомфорта, снижение эмоционального напряжения; преодоление неуверенного поведения;
- Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия);
- Развитие межполушарных связей, крупной и мелкой моторики, тактильных, слуховых и зрительных анализаторов, произвольного поведения;
- Закрепить представление обучающегося о форме, цвете и размере предметов.
Занятие включают в себя следующие методы:
- коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
- творческие игры и задания;
- оздоровительные игры и упражнения;
- беседа с ребёнком;
- психогимнастика;
- музыкальная минутка.
Оборудование: презентация, запись звучания колокольчиков, музыкальное сопровождение, оборудование для игр, наглядный материал, принадлежности для рисования.
Материал: коррекционно-развивающий комплекс ИНКЛЮЗИВ.
Форма проведения: индивидуальная
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, уверенного поведения.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Упражнение «Приветствие» (5 мин.)
Цель: создать атмосферу принятия, развивать положительную самооценку.
В нашей школе - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Упражнение «Подари настроение»
Цель: эмоциональный настрой обучающегося на занятие
Педагог-психолог (ученику): давай подарим друг другу настроение на это занятие, а помогут нам в этом наши необыкновенные картинки (ребенок ориентируется на картинки-подсказки).
Правила работы на этом занятии
1.Получи удовольствие от занятия!
2.Постарайся быть внимательным.
И всё получится! (Присаживайся.) стулья стоят напротив, спиной к мольберту.
1. Упражнение «Колокольчик». Мотивация
Цель: снятие эмоционального напряжения, активизировать ребенка, настроить на занятие.
Педагог-психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (помашем рукой). У этой комнаты есть название «Мастерская настроения» и сегодня в наша мастерская при помощи колокольчика, который дает силу, поможет нам с тобой побывать в стране чудес, по которой будем путешествовать. Закрой глаза и слушайперезвон,чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в стране чудес.
В чудесной стране надо быть очень активным, а значит нужна бодрость. Что тебе придаст бодрости? Упражнение Колечко. (музыку включить после объяснения задания)
2.Упражнение «Колечко».
Цель: Развитие согласованности действий.
Ход
Педагог-психолог: твоя задача поочередно соединять в кольцо с большим пальцем все пальцы ладони. Выполняй в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) направлении. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Усложнение: выполним в разных направлениях.
3.Упражнение «Кулак - ребро – ладонь».
Цель: развитие согласованности действий.
Ход
Упражнение «Кулак - ребро – ладонь» ты выполнишь на столе. (Показ) Вначале у тебя ладонь сжата в кулак, ладонь-ребро, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Помогай себе командами (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух. (т.к. молчащий)
Количество повторений – по 2разА. При выполнении помогай себе командами (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух или про себя.
Педагог-психолог: тебе понравились упражнения? Ты почувствовал себя бодрее?
4.Упражнение «Ладошка»
Цель: сформировать умение называть свои личностные качества.
Ход
Педагог- психолог: Положи свою ладонь на лист бумаги (листы А4), раздвинь пальцы и обведи контур ладони карандашом любого цвета. Затем выложи при помощи картинок (или напиши, предполагает уровень возможностей обучающегося) на каждом пальце своей нарисованной ладони что-нибудь о себе, ответив на вопросы: Я какой? (Я-красивый, я сильный и.д.) Посмотри на свою ладошку и назови какой ты.
Педагог– психолог: А сейчас ты в чудесной стране создашь город с удивительными зданиями, но в начале я предлагаю тебе построить дорогу в твой город.
5.Упражнение «Построй дорожку по схеме»
Цель: Учить работать со схемой ориентируясь в пространстве на плоскости.
Оборудование: детали конструктора, фигурки людей, машинки.
Ход
Педагог- психолог: построй по схеме из деталей конструктора дорогу, которая приведет в твой город. (предварительно построив дорожку рисует схему, после чего дорожку убирает).
ДАВАЙ ПРОВЕРИМ
Теперь нужна площадка, на которой ты будешь строить дома. Дома в городе какие? (многоэтажные), а в селе одноэтажными. У тебя они будут необычной формы из деталей этого конструктора: бусы, цилиндры, кольца и т.д)
- какие штыри подойдут для многоэтажных домов? (длинные)
- какие штыри подойдут для одноэтажных домов? (короткие)
8. Упражнение «Собери фигуры»
Цель: удерживать инструкцию, развитие сенсорного восприятия, развитие представлений о форме и размере.
Оборудование: 3 штыря, детали в цвете, детали конструктора одинакового и разного размера.
Ход
Педагог-психолог: Строим первый многоэтажный дом из фигур одного цвета. Ты можешь использовать детали различной формы и разного размера, но одного цвета. Собирать детали надо поочередно левой-правой рукой.
Ребенок проговаривает: фигуры одного цвета.
Педагог-психолог: Строим второй многоэтажный дом.
- Собери фигуры одинаковые по форме и размеру, разные по цвету.
Ребенок проговаривает: беру фигуры одинаковые по форме и размеру (Красная-коричневая-желтая);
Педагог-психолог: Строим третий многоэтажный дом.
- Собери фигуры одинаковые по форме и цвету, размер разный.
Ребенок проговаривает: беру фигуры одинаковые по форме и цвету,а размер разный.
Сколько этажей в твоем доме? Выложи цифрой.
А сейчас закончи строительство одноэтажных домов. Давай при помощи деталей выложим цифру 1. (маленькие штыри и резинки.)
Педагог-психолог: Что ты сейчас делал? (Строил дома)
Рефлексия: Расскажи, какие у тебя дома.
Ребенок: 1 дом -фигуры одинаковые по цвету, разные по форме и размеру.
2 дом- фигуры одинаковые по форме и размеру, разные по цвету
3 дом- фигуры одинаковые по цвету и форме, но разные по размеру
Как называется профессия, человек в которой создает дома?
Педагог-психолог: а сейчас на каждом этаже твоих необыкновенных зданий наступила музыкальная минутка «Песня-танец «Что манит птицу?»
(Музыкальная физ.минутка) Что делали люди в это время? Давай покажем. Для чего музыка нужна людям? (чтобы создавать веселое настроение)
Педагог -психолог: вернемся к твоему городу. Дорога есть, дома ты построил, а что тебе еще предстоит построить отгадай.
Шум и гам на ней с утра.
Здесь резвится детвора.
Горки, мостик и лошадка.
Это – ...(Детская площадка)
Педагог -психолог: В твоем городе ты построишь детскую игровую площадку. В начале сделаем гибкое ограждение. Что тебе для этого понадобится?
Педагог-психолог: я назову деталь какой формы и цвета надо нанизать на веревочку, ты должен выполнить заданное действие.
9. Упражнение «Собери фигуры по словесной инструкции»
Цель: учить выполнять инструкцию
Оборудование: цилиндры-бочонки, веревочка.
Ход
Инструкция:
- Надень на веревочку желтый маленький бочонок и большой зеленый бочонок.
- Надень на веревочку желтый большой бочонок и зеленый маленький бочонок.
Посмотри и повтори расположение фигур (веревочка выкладывается в форме круга на доске-основе)
Рефлексия: какие фигуры ты использовал при постройке ограждения? Одинаковые по форме и разные по цвету и размеру.
Закрепление представлений о форме размере цвете
Педагог-психолог: на твоей необыкновенной площадке есть лавочки для взрослых и пенечки для детей.
11. Упражнение «Классификация и сравнение»
Оборудование: кольца, прямоугольники.
Ход
Педагог-психолог: Собери лавочки одинаковой формы для взрослых (из прямоугольников- цвет разный);
- Собери пенечки для детей одинаковые по цвету, но разные по форме( цилиндр на нем бусина).
- Одинаковые по форме и цвету (только красные бусины размер разный).
Простая деревянная и белая одного размера.
Педагог-психолог: сейчас назови в фигурах с которыми ты строил детскую площадку сходства и различия.
Упражнение «Сходства и отличие»
Цель: учить находить сходства и различия.
Ход
Инструкция: в данных деталях найди сходства и различия.
Ребенок рассматривая построенную детскую площадку.
- Лавочки на площадке одинаковой формы и разные по цвету
- Пенечки для детей одинаковые по цвету, но разные по форме
- Пенечки одинаковые по форме и цвету
Педагог-психолог: на площадке есть тренажеры для развития ловкости. Устроим соревнование.
12. Упражнение «Кто быстрее/ медленнее» спустит кольцо.
Цель: развитие волевых усилий (терпение) умение действовать по команде.
Оборудование: кубик с отверстием с двух сторон и штырь на нем средняя бусинка или кольцо.
Ход
Инструкция: держи кубики со штырем за оба конца и наклоняй его таким образом, чтобы бусина спускалась быстро и со стуком (верх-низ).
-Наклоняй штырь держа его за оба конца таким образом, чтобы бусина спускалась медленно и беззвучно с остановками по команде. (лево-право)
Следующее упражнение «Заплети косичку» какое оборудование подойдет для этого тренажера?
13. Упражнение «Плетение»
Цель: развитие координации и ориентации лево-право.
Оборудование: три веревочки с грузиками разного цвета
Ход
Педагог-психолог:Левая рука берет синюю веревочку и накладывает на желтую, правая рука берет красную веревочку и накладывает на синюю. и так несколько раз. Получается косичка.Работаешь левой-правой рукой поочередно.
Педагог-психолог: площадка игровая необыкновенная, дома у тебя удивительные. Спасибо за необыкновенный город. Возвращаемся в мастерскую настроения в волшебной комнате. Закрой глаза и послушай колокольчик. Вот ты и вернулся.
Рефлексия: «Все в твоих руках»
Педагог-психолог: вернемся к твоей ладошке. Каждый палец – это твои впечатления от занятия:
Большой палец- самое интересное задание….
Указательный палец- самое трудное задание для меня….
Средний палец- мне не хватило….
Безымянный палец- мое настроение от занятия (показать мимикой)
Мизинец – За что ты себя похвалишь?
До свидание! Спасибо за интересно проведенное время.